Память преподобного Серафима Саровского. Божественная Литургия

вкл. .

1 августа 2010 года, в день обретения мощей преподобного Серафима Саровского, митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в нашем храме. Перед началом Божественной литургии Его Высокопреосвященство поклонился главной святыне храма – чудотворному образу Божией Матери «Всех скорбящих Радость». За богослужением молились монашествующие и многочисленные прихожане.

Московский Синодальный хор под управлением заслуженного артиста России А.А.Пузакова исполнял «Божественную литургию» – произведение, написанное митрополитом Иларионом в июне 2006 года.

 

По окончании Божественной литургии Владыка Иларион обратился к верующим со словами проповеди:

«Дорогие братья и сестры! В этот воскресный день мы совершаем память великого чудотворца земли нашей преподобного  Серафима Саровского. Сегодня наш Святейший Патриарх вместе с сонмом архиереев пребывает в пределах Нижегородской епархии, где совершает богослужение, посещая места, связанные с жизнью и подвигом преподобного.

Почему русский народ так любит преподобного Серафима? Почему этот святой, просиявший в последние времена, оказался так дорог нашему сердцу? По очень многим причинам. Преподобный Серафим не был, как сейчас говорят, публичной фигурой. Он не был человеком, который выступает с амвона, защищает святой Православие в борьбе против ересей, он не прославился мученическим подвигом. Он ушел в пустыню, чтобы жить в безвестности, но достиг такой степени духовной высоты и духовного совершенства, что сам Господь воздвиг его на всероссийскую свещницу. И этот простой человек, стремившийся только к тому, чтобы жить с Богом, стал наставником для тысяч и миллионов людей.

Преподобный Серафим долгие годы жил в полном уединении. Тысячу дней и ночей он простоял коленопреклоненно на камне в молитве к Богу. Он жил в дремучем лесу, в безвестной келье, день и ночь проводя в молитве к Господу. Казалось бы, какие плоды должно было принести такое житие? Человек, который отказался от всех радостей жизни, не участвовал ни в каких мирских делах, жил в полном одиночестве, окруженный лесом и дикими зверями – что он мог вынести из своего многолетнего затвора? Наверное, он мог бы выйти из затвора сумрачным, сосредоточенным, думающим только о себе и о своих грехах, не интересующимся жизнью других людей. Однако всё, что мы знаем о преподобном Серафиме, говорит о совершенно противоположном результате его многолетнего постнического подвига. Он вышел из затвора духовно просветленным, радостным, способным не только говорить, но и слышать других людей.

Не случайно в течение всего года, в независимости от того, была ли это Пасха или Великий пост, он приветствовал каждого приходящего к нему словами: «Христос воскресе, радость моя!». В этих словах проявлялось духовное просветление и духовная радость, которые стали естественным плодом его многолетнего подвига поста и молитвы. Он радовался каждому приходящему к нему человеку и передавал эту радость своим посетителям, которые приходили в скорбном настроении, ибо хотели поведать о своих трудностях и получить от преподобного Серафима духовное утешение.

К нему приходили и богатые, преуспевающие люди – они, казалось бы, имели все для того, чтобы быть спокойными и радостными, а между тем в их жизни не было ни покоя, ни радости. Та радость, которую давал приходящим к нему преподобный Серафим, исходит от Бога, а не является следствием мирских стяжаний или достижений. Та внутренняя радость, которой преподобный Серафим озарял всех приходящих к нему, была плодом жизни во Святом Духе. Именно поэтому преподобный Серафим говорил, что целью жизни христианина является стяжание Святого Духа. Если Святой Дух присутствует в сердце человека, то все плоды Духа, о которых говорил святой апостол Павел – любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5. 22-23) – присутствуют в жизни человека. И тот внутренний покой, который источал преподобный Серафим Саровский и который распространялся от него на окружающих людей, тоже был приобретен внутренним подвигом преподобного и действием на него Святого Духа.

Однажды некий Николай Александрович Мотовилов пришел к преподобному Серафиму за наставлением и духовным утешением. Во время этой беседы, происходившей в зимнем заснеженном лесу, преподобный Серафим неожиданно просиял Божественным Светом, подобно тому, как просиял Божественным Светом Господь Иисус Христос на горе Фаворской. При исходящем от преподобного Серафима тепле и благоухании продолжилась их беседа, во время которой преподобный  поведал Мотовилову о том, что подлинной целью человеческой жизни является стяжание Святого Духа Божия. Такое действие Святого Духа было явлено Мотовилову во время его беседы с преподобным Серафимом.

Преподобный Серафим Саровский – это святой, который близок нам по времени, но близок еще и по духу радости, которого так не хватает современному русскому человеку. Многие из вас ездят в метро. Посмотрите на лица людей в вагоне метро, и вы увидите, что на них нет радости. Вы увидите что угодно – озабоченность, суетливость, раздражение, но не найдете радости. Кто-то скажет: «А чему радоваться в метро? Это же не ресторан или дискотека». Но пойдите в ресторан и посмотрите на сидящих там. Много ли вы увидите радостных, просветленных лиц? Нет. Радость, просветление и подлинное счастье приходят не от развлечений, а от осознания, зачем и для чего человек живет. Они приходят тогда, когда торопящийся человек понимает, что, по большому счету, ему некуда спешить, потому что момент своего перехода в вечность он не сможет ни отдалить, ни приблизить. Он знает, что вся его жизнь находится под покровом Божественной Воли и Промысла. Если человек живет такими мыслями и переживаниями, то он всегда будет внутренне спокоен и радостен, даже если одолевают его скорбные обстоятельства, искушения и испытания. Тогда он будет способен эту внутреннюю радость не только хранить в самом себе, но и передавать окружающим его людям. В основе всего лежит следование заповедям Божиим и приобщение к жизни Церкви, которая через молитву, через Божественные Таинства, а наипаче через святую Евхаристию, Причастие Тела и Крови Христовых, подает человеку все, что необходимо для спасения, подает ему в изобилии благодать Святого Духа Божия.

Будем просить Господа, чтобы по молитвам преподобного и богоносного отца нашего Серафима Господь всегда давал нам это внутреннее ощущение присутствия Святого Духа в нашей жизни, чтобы Он давал внутренний покой и радость, так необходимые для того, чтобы нести наш жизненный подвиг. Аминь!»

Контакты

119017, г.Москва,
ул.Б.Ордынка, 20
Тел/факс: + 7 (495) 951-60-34

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.