Четверг первой седмицы

вкл. .

14 марта 2019 года, в четверг первой седмицы Великого поста, настоятель Храма митрополит Волоколамский Иларион совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Владыке сослужили клирики храма.

По чтении канона митрополит Иларион обратился к молящимся со словом проповеди:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры!

Сегодня мы завершили чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского, который в течение этих четырех дней напоминал нам о различных героях Ветхого и Нового Завета.

И сегодня я хотел бы сказать несколько слов о человеке, который для ветхозаветной истории имеет совершенно особое значение. Ему посвящены четыре книги из первых пяти книг Библии. Имя его – Моисей, и его история начинается во времена, когда народ израильский был порабощен египтянами.

Библия рассказывает, как фараон издал закон убивать младенцев мужеского пола, которые рождались в еврейских семьях. Тогда мать Моисея, зная, что ее сына ждет неминуемая гибель, положила младенца в корзинку и пустила по течению реки. Промыслом Божиим было определено, что дочь фараона сошла к реке, чтобы искупаться и, заметив в зарослях тростника корзинку, велела рабыне ее принести. Когда она открыла корзинку, то увидела в ней младенца. Ребенок ей понравился и она взяла его на воспитание. А в качестве кормилицы пригласила одну из еврейских женщин, и этой женщиной была мать Моисея.

Ребенок воспитывался при дворе фараона, он стал как бы сыном фараона и «научен был <…> всей мудрости египетской» (Деян. 7. 22), а вместе с ней напитался и духом идолослужения, которым была пронизана египетская религия. И однажды, когда Моисей «пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского» (Исх. 3.1), он вдруг увидел необыкновенное знамение – терновый куст, который горел огнем, но не сгорал. Он приблизился к кусту и услышал голос Бога. Господь позвал его и сказал, что возлагает на него особую миссию – вывести израильский народ из земли египетской.

Моисей в ответ на Божий призыв стал спрашивать: «Кто я, чтобы мне идти к фараону [царю Египетскому] и вывести из Египта сынов Израилевых?» (Исх. 3. 11). И тогда Бог дает ему силу творить чудеса. Но Моисей находит еще одно препятствие к исполнению повеления Божьего и говорит: «Вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им?» (Исх. 3. 13). И Бог называет ему Свое имя. Моисей же приводит еще одно основание для отказа: «Я тяжело говорю и косноязычен» (Исх. 4. 12). Тогда возгорелся гнев Божий на Моисея, как пишет Библия, и Он сказал: «Разве нет у тебя Аарона брата, Левитянина? Я знаю, что он может говорить [вместо тебя], и вот, он выйдет навстречу тебе, и, увидев тебя, возрадуется в сердце своем; ты будешь ему говорить и влагать слова [Мои] в уста его, а Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать» (Исх. 4. 14-15).

Когда Моисей пришел к фараону и сказал о том, что хочет вывести народ на три дня в пустыню для богопоклонения, фараон ожесточился и не отпустил народ израильский. И за этим последовала история исхода евреев из Египта, которая и составляет главное содержание библейской книги Исход. За отказ фараона отпустить еврейский народ египтян постигли бедствия – 10 казней. «Но Господь ожесточил сердце фараона» (Исх. 9.12), и он не отпустил сынов Израилевых. И только после 10 казни – самой страшной, когда умерли все египетские первенцы, – фараон разрешил евреям покинуть Египет.

Моисей вывел еврейский народ, повел его к морю. По воле Бога воды моря расступились, и израильтяне прошли по дну, после чего воды сомкнулись, уничтожив армию египтян, которые попытались преследовать сынов Израилевых.

Далее Библия рассказывает нам о 40-летнем странствовании еврейского народа по пустыне, с какими приключениями сталкивались там люди, какими чудесами была наполнена жизнь Моисея; как Бог призывал Моисея к Себе на гору, чтобы через него преподать еврейскому народу законодательство – 10 заповедей и другие установления и законы, которым израильтяне должны были следовать. Но в отсутствие Моисея, когда тот находился на горе с Богом, народ возроптал на Господа, на Моисея и потребовал у Аарона, чтобы он сделал им золотого тельца. Аарон поддался требованиям народа, сделав изваяние, которому сыны Израиля стали приносить жертвы. Когда же Моисей сошел с горы и увидел что происходит, то возгорелся гневом на народ, и собрал сынов Левииных, чтобы они прошли с мечами и убивали людей направо и налево, наказывая их за идолопоклонство. И в тот день, как повествует книга Исход, полегло около трех тысяч человек.

Все эти истории, которые мы читаем в книге Исход, а затем их продолжение в книгах Левит, Числа и Второзаконие, пугают нас своей необычностью, жестокостью и ужасами, с которыми сопряжено присутствие Божие в истории израильского народа. Но Святые отцы, среди которых и преподобный Андрей Критский, творец Великого канона, учат нас читать Ветхий Завет через призму Нового Завета, через призму Откровения, которое мы получили от Господа нашего Иисуса Христа. И тогда вся страшная ветхозаветная история предстает перед нами совершенно в ином свете, ибо в этих событиях мы распознаём прообразы событий, связанных с жизнью Господа нашего Иисуса Христа.

Мы знаем, что Господь Иисус Христос был распят в дни, когда еврейский народ праздновал Пасху, а Пасха была ничем иным, как воспоминанием об исходе израильского народа из земли египетской. Это было особое празднование: оно длилось целую неделю, в это время не ели квасной хлеб, а только опресноки, и закалали пасхального агнца. Вся история исхода, очень подробно описанная на страницах соответствующей библейской книги, была прообразом того, что происходило в новозаветную эпоху. И жертвоприношения, которые по закону Моисееву совершали священники, были ничем иным, как прообразом той единой жертвы, которую принесет Господь наш Иисус Христос.

В книге Второзаконие мы читаем о том, что после долгого странствования в пустыне Моисей вместе с израильтянами подошел к стране, которую Бог обещал даровать еврейскому народу. Но Господь не допустил Моисея войти в землю обетованную, сказав, что он не войдет в эту землю, а только увидит ее. Это было наказанием Моисею за то, что он не всегда проявлял веру и послушание воле Божией. Увидев землю обетованную, Моисей оставил народу духовное завещание (это завещание в Библии называется песнью, которая содержится в книге Второзаконие, и мы ее слышим в дни Великого поста), после чего почил и приложился к народу своему.

Святой апостол Павел в послании к евреям, рассуждая о ветхозаветных праведниках, перечисляет их всех по порядку, начиная от Авеля, Авраама, Исаака, Иакова и включая, конечно же, Моисея и его ученика Иисуса Навина. Апостол говорит о том, что все эти ветхозаветные праведники получали обетования, но они не были реализованы в их собственной жизни, потому как только с пришествием Господа Иисуса Христа сбылось то, о чем они чаяли, на что надеялись и чего ожидали. И земля обетованная, в которую Господь сначала ввел Авраама, но после народ израильский был вынужден из нее уйти, а затем через пустыню в эту землю Бог вел еврейский народ из Египта, была лишь прообразом той новой земли, которую открывает Господь Иисус Христос Своему народу – новому Израилю.

Если Моисей не смог войти в землю обетованную, а лишь увидел ее, то для каждого из нас эта земля открыта. И мы не только можем увидеть ее, мы можем войти в нее и жить в ней. Мы уже живем в ней, когда приобщаемся к тому, что дает и чему научает нас Церковь, ибо земля обетованная не что иное, как Царство Небесное.

Царство Небесное, говорит Господь, не где-то далеко. «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17. 20-21). Это означает, что уже в земной жизни мы можем приобщиться к Царству Небесному, которое дает нам Господь Иисус Христос. Ценой этого стала жертва, которую Он принес.

Апостол Павел, подробно описывая в послании к евреям ветхозаветный культ и то, как была устроена ветхозаветная скиния во времена Моисея и как первосвященники приносили жертвы, говорит: «Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (Евр. 9. 11- 12). Если вся жертвенная кровь, которая была пролита со времен Моисея вплоть до Иисуса Христа, не могла искупить человечество от грехов, то эта Кровь искупила человечество от грехов. И мы являемся новым Израилем, который вошел в землю обетованную и в ней пребывает.

Будем просить Господа, чтобы осознание Его близости, Его присутствия в нашей жизни никогда не покидало наши умы и сердца. И не станем блуждать по пустыне в ожидании земли обетованной, но будем жить в этой земле, наслаждаться ее благами и молиться Господу о том, чтобы и за порогом смерти нам удостоиться Царства Небесного, которое началось для нас уже здесь, на земле.

Храни вас всех Господь!»

 

Контакты

119017, г.Москва,
ул.Б.Ордынка, 20
Тел/факс: + 7 (495) 951-60-34

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.