Иконописная мастерская

Иконописная мастерская во имя св. прп. Алипия Печерского работает при Храме иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке по благословению настоятеля храма, митрополита Волоколамского Илариона. Основатель и руководитель мастерской – Татьяна Владимировна Трубникова.

Истоки создания

Иконописная мастерская была организована в 1991 году и начинала свою деятельность как школа для обучения молодых выпускников высших художественных учебных заведений, желающих стать иконописцами. Первое занятие мастерской состоялось в день памяти прп. Алипия Печерского. Важную роль в создании мастерской сыграли сотрудники центрального музея древнерусской культуры и искусства имени св. прп. Андрея Рублева: Кира Георгиевна Тихомирова и Геннадий Викторович Попов. Преподаваемая ими школа иконописи бережно хранится и передается в работах мастерской. В настоящее время главный художественный наставник мастерской – матушка Ирина Кулешова.

Разработка новых иконографий


Наиболее значимые работы мастерской создаются по благословению и в соавторстве с настоятелем храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» митрополитом Волоколамским Иларионом. Владыка Иларион, как один из ярких богословов нашей Церкви, активно участвует в разработке новых иконографий. Один из примеров такого сотрудничества с Владыкой – иконы митрополита Филарета (Дроздова) и священномученика Константина Любомудрова. Хотя эти иконы писали разные мастера, они написаны, можно сказать, единым духом. Богословская разработка образов и содержания клейм принадлежит митрополиту Илариону: «Митрополит Филарет за писанием своих трудов», «Духовный диалог митрополита Филарета с А.С. Пушкиным», «Сцена расстрела отца Константина Любомудрова».

Вехи творческого пути

За годы существования в мастерской создано более 30 иконостасов. Некоторые работы выполнены в рамках сотрудничества с ОВЦС Московского Патриархата: иконостасы для Свято-Троицкого Ставропигиального Подворья Русской Православной Церкви в Брюсселе, для храма Святых равноапостольных Константина и Елены при Генеральном посольстве РФ в Стамбуле, для храма Успения Пресвятой Богородицы при посольстве РФ в Пекине, для храмов в Карловых Варах, в Патрах и т.д. Также можно отметить работы в рамках сотрудничества с фондами (Фонд Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного, Подарочный фонд Управления делами Президента РФ) и крупными компаниями (российская автомобилестроительная компания «Соллерс», российская нефтяная компания «Лукойл»). Проекты для Московской епархии получают одобрение митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Патриаршего наместника Московской епархии Русской Православной Церкви и епископа Балашихинского Николая. За особенно объемные работы для храма Святой Троицы Живоначальной в г. Реутове Владыкой Ювеналием была выдана благодарственная грамота сотрудникам мастерской.

Основы работы мастерской


Помимо написания и реставрации икон, мастерская выполняет проектные работы, настенную роспись, изготовление иконостасов, киотов и других предметов церковного убранства. Иконы пишутся в строгом соответствии с древней технологией – на липовых досках с дубовыми шпонками. Основа под живопись – 12-слойный меловой левкас. Краски (яичная темпера) – готовятся иконописцами вручную. Это растертые полудрагоценные камни (например, малахит, лазурит, гематит) в соединении с яичным желтком и вином. Последний защитный слой – льняная олифа. При создании церковного убранства каждый раз создается уникальный ансамбль, опирающийся на древние образцы и традиции, с учетом общей стилистики храмового комплекса. Художники мастерской, дипломированные специалисты, с большой ответственностью и на высоком уровне выполняют свою работу в сотрудничестве с духовенством, богословами, искусствоведами.

Перейти на сайт мастерской: www.st-alipy.ru

Top