Протоиерей Симеон Ляпидевский

Сибирёв Сергей Олегович

Неизвестные герои духа: Протоиерей Симеон Ляпидевский

Октябрьская революция 1917 года, как и любое смутное время в истории Государства Российского, принесла нашей многострадальной Родине неурядицы, междоусобицы, кровь и смерть. Как говорили раньше на Руси, по Попущению Господнему обрушивались на нас все эти бедствия за ослабление веры и отступничества от Бога. Вместе с тем смутные времена дали нам множество героев, мучеников, молитвенников, подвижников, ибо со Христом взяли они Крест и несли его за всех нас, за всю нашу необъятную Русь.

Подобные периоды, да и история вообще часто умалчивают о настоящих героях, и бывает так, что лишь случай помогает нам найти имена тех, чей дух не был сломлен обстоятельствами, чьё послание грядущим поколениям отпечаталось в сердцах, чей пример и чья любовь к Родине всегда будут достойны уважения.

Немногое осталось в памяти потомков. Немногое, к величайшему сожалению, можно отыскать и в архивах. Краткие, сухие, почти безэмоциональные строки жизнеописаний, содержащие лишь скупые сведения о местах служения, состав семьи на момент ареста или безграмотно составленные протоколы допросов или нелепое обвинительное заключение, где часто писалась фраза «вещественных доказательств нет» – а при этом человека приговаривали к расстрелу или ссылке, оставляя его семью без средств к существованию. Часто о жизненном пути страдальцев было известно и того меньше. «Жил, служил, погиб…» Но за этими словами сложные и глубокие судьбы людей, которые несмотря ни на какие внешние обстоятельства и внутреннюю борьбу шли только в одном направлении — к Господу, который есть «Путь, Истина и Жизнь».

И один из таких людей – настоятель церкви Иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость на Большой Ордынке в Москве – протоиерей Симеон Ляпидевский. Его биография – типичный жизненный путь честного священника той поры. Неизвестного героя эпохи, настоящего пастыря, не изменившего Христу, попавшего в жернова «Красного террора» вовсе не по ошибке, как «жертва эпохи», а по сознательному выбору — остаться до конца верным священническим обетам, какие бы времена ни стояли на дворе.

Семен Сергеевич Ляпидевский родился в 1866 г. в г. Ставрополе, став первенцем в семье потомственного священнослужителя протоиерея Сергия и его жены Веры Алексеевны. В 1868 г. у Ляпидевских родились дочери Софья и Нина, а несколькими годами позже – сын Константин.

В 1885 г. Семен Сергеевич окончил полный курс Бакинского реального училища и 1 сентября 1891 г. поступил на службу в Московскую контору государственного банка, а полгода спустя был принят на службу в Ставропольское епархиальное ведомство. Семен Сергеевич взял в жёны дочь священника девицу Надежду Михайловну и 29 апреля 1892 г. был рукоположен во священника к церкви Покрова Пресвятой Богородицы в с. Благодатное Ставропольской губернии. По словам самого отца Симеона, «поступлению во священники предшествовала самостоятельная подготовка, вследствие чего духовного образования он не получил». 9 мая того же года отец Симеон был переведён к церкви святой Варвары в г. Ставрополе, 6 сентября 1893 г. – к церкви святителя Николая Чудотворца в с. Армавир Кубанской губернии, также будучи назначенным на должность законоучителя Второго народного училища, а 25 июня 1894 г. – «по личному предложению» епископа Агафодора Преображенского батюшка был перемещён к церкви св. великомученика Пантелеймона в г. Ейске. Помимо священнических обязанностей отец Симеон занимался преподавательской работой, состоя заведующим и законоучителем церковно-приходской школы при Пантелеймоновой церкви.

В семье Ляпидевских родилось пятеро детей: в 1894 г. – Евгений, в 1896 г. – Татьяна, годом позже – Екатерина, в 1903 г. родился Сергей и в 1906 г. – Вера.

В 1896 г. священник поступил на службу в Военно-духовное ведомство и был назначен к церкви Артиллерийских частей и учреждений г. Москвы. В том же году отец Симеон был награждён медалью в память царствования императора Александра III. В 1897 г. Протопресвитером военного и морского духовенства Александром Желобовским отец Симеон был переведен на вакансию священника к церкви святителя Николая Чудотворца Московской военной тюрьмы. 16 декабря того же года батюшка был награждён набедренником, а 25 октября 1900 г. – скуфьей. Согласно семейным воспоминаниям, позже отец Симеон служил в церкви святых бессребреников Космы и Дамиана у Малого Каменного моста (на Моросейке).

2 декабря 1901 г. умер отец священника – протоиерей Сергий Ляпидевский, и 1 января 1902 г. по резолюции Высокопреосвященного Владимира, Митрополита Московского, к церкви Иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» на Ордынке был назначен третий представитель славной династии Ляпидевских – священник Симеон. В 1909 г. он был утвержден в должности настоятеля Скорбященского храма. В Москве батюшка жил по адресу ул. Большая Ордынка, д. 27, кв. 10.

В церкви «Всех скорбящих Радость» служили не торопясь, но и не затягивая службу. После обедни всегда служился молебен Божией Матери, иногда с чтением акафиста и всегда с пением канона «Скорбных наведения обуревают смиренную мою душу». По воскресеньям, после вечерни, устраивались беседы на религиозно-нравственные темы.

Сохранился дневник преподобноисповедника иеромонаха Никона (Беляева), Оптинского старца, который писал: «Первым моим духовником был протоиерей отец Сергий Ляпидевский, ныне скончавшийся, вторым — его сын, отец Симеон Сергеевич. Однажды на исповеди, отец Симеон сказал мне, что необходимо ходить в церковь по праздникам. Это долг перед Богом. Я поразмыслил об этом и согласился. С тех пор я стал часто ходить в церковь, даже в будни, когда был свободен. И это обратилось в привычку».

Священник был частым гостем в семье Беляевых – Вера Лаврентьевна была крестной матерью его младшего сына Сергея. Услышав однажды пение Николая, он уговорил Веру Лаврентьевну, чтобы та разрешила мальчику помогать петь и читать на клиросе. Она согласилась, и будущий иеромонах Никон радостно отозвался на приглашение.

Перед самым отъездом Николая и Ивана Беляевых в монастырь, отец Симеон Ляпидевский сказал им: «Если вы выдержите Великий пост в Оптиной Пустыни, это и будет знаком того, что вам надо быть в Оптиной, что на это есть Воля Божия». Будущему преподобноисповеднику Никону священник добавил: «Да, там ты увидишь и испытаешь на самом деле, собственным опытом, существование и козни врага – диавола, о чем доселе читал только в книгах».

6 мая 1906 г. священник Симеон Ляпидевский был награждён камилавкой, а 6 мая 1912 г. по ходатайству прихожан Скорбященской церкви резолюцией митрополита Московского Владимира Богоявленского батюшка был награждён золотым наперсным крестом. Также отец Симеон был награждён серебряной медалью в память об участии в деятельности Красного Креста во время русско-японской войны, а 15 августа 1912 г. как старшему потомку лиц иерейского сана священнику было пожаловано право ношения бронзового наперсного креста на Владимирской ленте в память Отечественной войны 1812 г. 6 мая 1916 г. батюшка был награждён Орденом святой Анны III степени.

Отец Симеон продолжил начатое его отцом издание духовно-народного журнала «Кормчий». Особенно популярны были приложения: «Народное обозрение», «Листки иллюстрированные на все воскресные и праздничные дни», «Современные вопросы при свете христианства», «Жития святых», «Правда Божия», «Святая Русь – светоч Православия». 29 июня 1917 г. отец Симеон Ляпидевский был посвящен в сан протоиерея. Но грянула революция… По стране прокатилась волна страшных репрессий.

Уже с весны 1917 г. к растущим захватам церковного имущества прибавились все учащавшиеся грабежи и насилие над священнослужителями. Происходившее во многом было вызвано резким ослаблением, расколом государственной власти, спровоцировавшим многократный рост преступности. Вместе с тем сказались и глубинные, изменения в обществе. С падением монархии исчез стержневой элемент не только российской государственности, но и всего социума. До революции для большинства народных масс монархия и Церковь все еще оставались базовыми и парными категориями, во многом замещавшими собой национальную самоидентификацию. В результате крушение монархии вызвало распад традиционной системы ценностей в обществе и кардинально изменило положение тесно связанной с ней Православной Церкви.

Нарастающие безбожные гонения коснулись и протоиерея Симеона, настоятеля Скорбященской церкви на Ордынке. Сын знаменитого священника Сергия Павловича Ляпидевского и племянник Московского Митрополита Сергия, он не мог не попасть в поле зрения ОГПУ. Отец Симеон Ляпидевский был арестован в начале октября 1918 г. за издание журнала «Кормчий», который не выходил уже с конца 1917 г. Из архивных документов известно, что батюшка содержался в Бутырской тюрьме в Москве как минимум до 24 марта 1919 г.

Отец Симеон попал в кампанию, затеянную Московской Чрезвычайной Комиссией, по таким же делам «содержались под стражей: епископ Никандр (Феноменов), священник Сергий Фрязинов, архиепископ Варнава (Накропин), … архиепископ Макарий (Невский)…».

12 марта 1919 г. супруга священника Надежда Михайловна подала прошение об освобождении отца Симеона, которому к тому моменту не было даже предъявлено обвинение: «Так как за моим мужем никакой вины не имеется, а между тем он столь продолжительное время содержится под стражей, и это содержание крайне вредно отозвалось на здоровье мужа – его нервной системе и болезни сердца, которой он страдает, а также весьма тягостно для моей семьи, состоящей из 5 человек, из числа которых двое – малолетние дети, и находящиеся ныне в крайне тягостном и бедственном положении, то покорно прошу немедленно освободить его из под стражи, как содержащегося невинно, тем более он, как считающийся контрреволюционером, подлежит освобождению по амнистии в годовщину революции».

В 1919 г. после нескольких месяцев содержания в Бутырской тюрьме за отсутствием состава обвинения протоиерея Симеона Ляпидевского все же выпустили. Согласно материалам архивно-следственного дела, в сопроводительном письме значится: «…содержание под стражей названных служителей культа без достаточных к тому оснований VIII Отдел считает вообще недопустимым и не отвечающим задачам отделения церкви от государства, так как в глазах темного невежественного народа окружает этих людей ореолом мученичества».

Дальнейшая судьба священника была нелегка и прослеживается с трудом. С 1920 по 1929 гг. протоиерей Симеон Ляпидевский стал настоятелем московской церкви Живоначальной Троицы, что в Больших Лужниках. В 1922 г. большевики буквально ограбили богатый храм, вывезя большое количество золота и серебра. Согласно протоколам допросов отца Симеона, в 1929 г. Троицкая церковь была закрыта, а он «был выселен из церковного дома», прописывать его «в других домах ни один домком не согласился», и священник «решил поехать в провинцию». Батюшка «случайно узнал от архиерея о Комлеве, приехал служить и поселился в сторожке». Отец Симеон служил в церкви Иконы Божьей Матери «Казанская» в с. Комлево Рузского района Московской области с конца 1929 г. или с первой половины 1930 г.

Свои мысли о происходящем в послереволюционной России протоиерей Симеон Ляпидевский выразил в протоколе допроса ОГПУ: «На все новшества я смотрел очень отрицательно, я считал название «живоцерковник» как обидное оскорбительное название. Образ мыслей я несомненно имел консервативный, соответственно существующему в то время строю, по отношению к социалистическим идеям я не мог мыслить иначе как отрицательно – последнему было подчинено направление издаваемого моего журнала. Мои убеждения нисколько не изменились по сравнению с дореволюционными, такого постыдного ренегатства к Церкви, как отказ от сана, я сделать не мог, так как я глубоко верующий человек и желал бы умереть у Престола…»

17 ноября 1932 г. отец Симеон был арестован по делу «контрреволюционной кулацкой группировки», сфабрикованному органами Рузского отделения ОГПУ. При этом во время обыска в доме отца Симеона «ничего обнаружено не было». 28 ноября и 2 декабря батюшка был допрошен. Уже через неделю Рузским ПП ОГПУ было принято постановление о содержании протоиерея Симеона под стражей за «ведение разлагающей работы среди верующих совместно с кулаками с. Комлево». Согласно материалам следствия, возглавляемая священником Ляпидевским Семеном Сергеевичем группировка «ведёт антисоветскую деятельность, направленную к срыву всех мероприятий советской власти в деревне, и что священник Ляпидевский, пользуясь среди крестьян окружающих деревень большим авторитетом, влияет на них в антисоветском духе…» Кроме того, в обвинительном заключении, переданном на рассмотрении тройки, говорится, что «служа в церкви, Ляпидевский делал воззвания к верующим о защите храма, пользуясь хорошим красноречием; верующие от его слов плакали».

9 января 1933 г. по статье 58, пунктам 10 и 11 УК РСФСР тройка ПП ОГПУ по Московской области приговорила священника Симеона Сергеевича Ляпидевского к трём годам высылки в Казахстан.

По непроверенной информации, по возвращении из ссылки протоиерей Симеон Ляпидевский уехал на станцию Павелец Скопинского района Рязанской области, где проживал по адресу ул. Первомайская, д. 25. Возможно, священник служил в местной церкви Архангела Михаила, после чего его в очередной раз арестовали и сослали на Север.

Где и когда закончился путь протоиерея Симеона Ляпидевского, к сожалению, неизвестно.

Пострадавшие в те нелёгкие времена люди не были апостолами, но своим мученическим венцом они в достаточной степени повторили путь первых последователей Христа – тех, кого за проповедь Слова Божьего когда-то ненавидела, преследовала и распинала языческая Римская империя. И, как и много столетий назад, у каждого был свой Колизей, будь то Бутовский полигон, Соловки или Беломорканал. Обо всех этих людях нужно знать – также, как и о том времени, что ураганом длиной в семьдесят лет пронеслось над нашей страной. Подобное уже было в веках, бывших прежде нас. Нам нужно понимать и помнить всё это, чтобы не повторять ошибки веков минувших в веках грядущих.

Один неизвестный американец сказал: «Когда я хожу по русской земле, я хожу по антиминсу». Как тонко путешествовавший по России иностранец почувствовал всю боль бесчисленного множества погубленных во все времена наших соотечественников, ставших свидетелями Истины Божией… Может быть, когда-нибудь и мы осознаем, каким духовным богатством обладаем.

Использованные ресурсы:

  1. ГА РФ, Фонд 10035, опись 1, дело 43729
  2. ГА РФ, Фонд 353, опись 3, дело 737
  3. ГА РФ, Фонд 353, опись 3, дело 753, листы 34-37
  4. http://www.pstbi.ccas.ru/bin/db.exe/ans/nm/?TYZCF2JMTdG6Xbu9vuycd8KWsOeceG0FdOmZfG0FdS0XdOKWeCQ*
  5. https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/media/priestdb/materialattachment/attachment/e7/ec/e7ecf5ec-3cac-49b8-98a3-4bb2deb88b3a.pdf
  6. https://www.ourbaku.com/index.php/Бакинское_реальное_училище
  7. https://arch-heritage.livejournal.com/1610209.html
  8. http://86137.ru/foto_old_nik_tcerkov.htm
  9. http://taganka-pravoslav.narod.ru/part_one.pdf
Top