Икона Богородицы «Венецкая»

Икона Богородицы “Венецкая” из Храма на Ордынке

Многие из прихожан обращали внимания на икону Богородицы, расположенную на левой стене перехода из трапезной части нашего храма в ротонду, и задавались вопросом – «А что это за образ?».

Все, что там было известно до недавнего времени это то, что икона Богородицы письма Георгия Зиновьева Терентьева (вторая половина XVII в.) – ученика великого Симона Ушакова, о котором мастер сказал: «писать искусен и пишет добрым мастерством». Наша икона Богородицы – это авторское воспроизведение одного из византийских образов Богоматери. Парная икона Спасителя «Царь Царем» расположена в нашем храме на противоположной стене.

В недавно опубликованной монографии «Солнце Пресветлое. Русский свод сказаний о Богородичных иконах», опубликованной издательством «Пан пресс» и Научной библиотекой Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, исследователи впервые подробно пишут об этом образе Богородицы.

Предлагаем вашему вниманию этот интересный рассказ.

«Под названием Богоматери Венецейской в «Солнце пресветлом» (свод сказаний о чудотворных иконах Богоматери, редчайшее сочинение начала XVIII в.). фигурирует польский католический чудотворный образ Богоматери Мысленицкой, находящейся в церкви Рождества Богородицы в Мысленицах в Малой Польше. Текст об этом образе был позаимствован у Иоанникия Галятовского. При этом составитель «Солнца пресветлого» добавил от себя второе название образа – Неувядаемый Цвет, которое никак не соотносится ни с самой польской чудотворной иконой, ни с той иконографией, которая была ей подобрана Г.П. Тепчегорским и стала известна в русской иконописи как Венецейская. Образ из Мыслениц представляет собой работу неизвестного итальянского художника XVI века. По преданию, он был привезен из Венеции в Краков в 1596 году и принадлежал каштеляну Юрию (Ежи)Збаровскому, от которого в 1633 году после эпидемии чумы перешел в мысленецкий храм. Его иконография в 1641 году была повторена в чтимом образе Богородицы Кальварийской.

Сопровождающая сказание об этой иконе гравюра восходит к критской поствизантийской иконографии Богоматери, известной под названием «Madre della Consolazione» (Утешительница) и получившей широкое распространение в Италии, особенно в Венеции и регионе Венето, где связь с Критом была прямой. Одна из самых почитаемых итальянских икон с таким названием и такого иконографического типа – образ из церкви «Madre della Consolazione» в городе Фонтанеличе близ Болоньи, прославленный и коронованный в 1688 году.

В Москве с этим иконографическим типом познакомились на рубеже XVI–XVII веков благодаря привезенным греками иконам. Для него характерно, сто сидящий на руке у Богоматери Младенец поворачивает голову в сторону невидимого, но подразумевающегося предстоящего. В ранних русских иконах этот тип воспроизводился очень точно. На рубеже XVII–XVIII веков стал гораздо чаще использоваться зеркальный вариант этой иконографии, где Младенец размещен справа от Богоматери. Роме того, как и в итало–критских памятниках XVII века, в его руке может быть как «греческий» свиток, так и «латинская» держава.

Возможно, что в это время русские иконописцы воспроизводили гравюры с чрезвычайно почитаемой в Мессине иконы Богоматери Письма (Madonna della Lettera), издававшиеся с 1620-х голов. Одна из них иллюстрирует сказание об образе в Атласе Марии. На иконе имеется греческая надпись «Гогоэпикоос» («Скоропослушница»), наряду с иконографией указывающая на ее критское происхождение.

Название Богоматери Венецейской (по надписи на гравюре – Венецкой) этот извод получил, по-видимому, именно в «Солнце пресветлом» в связи с переименованием его составителем Мысленецкой иконы в Венецейскую по факту ее происхождения из Венеции.

Если короны на головах Богоматери и Младенца русские мастера стали изображать в этом изводе уже в конце XVII века, то Григорий Тепчегорский ввел в него новую деталь – жезл в руке Марии, из чего изменилось обычное положение ее опущенных рук, что повторялось позднее в списках с его гравюры. Возможно, этот жезл вызвал ассоциацию у составителя сборника с изображением Богоматери Неувядаемого Цвета, где он превращается в цветущую ветвь».

Суммируя вышеизложенное исследование, мы можем заключить, что изначально этот образ Богоматери был принесен в начале второго тысячелетия из Византии через Крит в Венецию и после разделения Церкви на Западную и Восточную остался там навсегда, где благоговейно почитался католиками и проживавшими в Венеции
греками. Из Венеции образ был скопирован и отправился в Польшу, где и поныне можно встретить такие изводы иконографии Богородицы.

Русские иконописцы познакомились с этим древним византийским образом благодаря приезжавшим в Москву грекам или же по западным гравюрам, которые с начала XVII века начали брать за образцы для иконописания. В конце XVII века мастер Оружейной палаты иконописец Георгий Зиновьев Терентьев увидел одно из таких изображений и написал икону, которая с тех пор хранится в нашем храме и с любовью почитается верующими.

Наиболее известные иконы Богородицы «Венецкая»:

  • работы псковского мастера Константина Осипова (кон. XVII в.) находится в Никольском храме г. Таллина
  • икона в Троицкой церкви уральского села Усть-Ницинское Слободо-Туринского района Свердловской области
  • еще один образ конца XVIII века хранится в Центральном музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева

ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА СПАСИ НАС!

По материалам книги «Солнце пресветлое. Русский свод сказаний о Богородичных иконах» (комплект из 2-х книг). Авторы: Е.В. Зименко, Н.А. Кобяк, Н.И. Комашко и др. Издание: Совместный проект издательства «Пан пресс и Научной библиотеки Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова

Top