В день рождения С.В. Рахманинова традиционно в нашем храме было исполнено одно из главных сочинений композитора – «Всенощное бдение»

В храме на Ордынке в день рождения С.В. Рахманинова в ходе Великопостного фестиваля традиционно было исполнено одно из главных сочинений композитора – «Всенощное бдение»

Первого апреля в день 150-летия со дня рождения русского композитора, пианиста и дирижера Сергея Рахманинова (1873–1943) в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке было исполнено одно из главных сочинений композитора – «Всенощное бдение». Проект состоялся в рамках VI Международного Великопостного хорового фестиваля при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Президентского фонда культурных инициатив.

Духовный шедевр ярко и насыщенно исполнили за богослужением Академический большой хор «Мастера Хорового пения» под руководством Народного артиста России профессора Льва Конторовича и Московский Синодальный хор под управлением Заслуженного артиста России Алексея Пузакова.

Всенощное бдение (всенощная) – православное богослужение, которое совершается накануне воскресных дней (в субботу вечером), а также накануне двунадесятых и некоторых других церковных праздников. Служба возникла еще в Византии в первые века христианства и включала молитвословия, предназначенные для чтения и пения. На рубеже XIX-XX века русские композиторы – А. Архангельский, П. Чайковский, С. Рахманинов и другие создали несколько авторских партитур «Всенощного бдения».

«Всенощное бдение» Рахманинова появилось как реакция композитора на события Первой мировой войны. Это вершина русской духовной музыки; хоровое произведение, способное встать в один ряд с шедеврами Монтеверди, Перголези и Баха. Сочинение композитора – ответ на острые вопросы времени, индивидуальный поиск духовно-нравственной основы для творчества. Оно было создано не по заказу, без всякого формального повода.

У произведения интересная судьба – несмотря на богослужебную направленность, оно не вошло в литургическую практику и осталось со времени первого исполнения Синодальным хором под управлением Н.М. Данилина в 1915 году в основном на концертной сцене, в силу чего редко звучит в храмах.

Одним из редких исключений стала традиция исполнения «Всенощного бдения» Рахманинова в храме иконы «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке, где служит возрожденный Московский Синодальный хор. Даже в эпоху гонений на церковь сочинение в храме звучало вновь и вновь под управлением знаменитого регента Н.В. Матвеева. Наследие сохранилось благодаря стараниям Митрополита Волоколамского Илариона (с 2022 года – управляющий Будапештско-Венгерской епархией), художественного руководителя Московского Синодального хора Алексея Пузакова и нынешнего настоятеля храма на Ордынке – протоиерея Николая Лищенюка. Начиная со второго десятилетия 2000-х годов исполнение произведения в храме на Ордынке усилено участием Академического большого хора «Мастера Хорового пения» радио «Орфей» под руководством Народного артиста России профессора Льва Конторовича, в силу чего «Всенощное бдение» Рахманинова звучит сейчас в лучшем качестве: традиционной акустике храма на Ордынке и с самыми профессиональными исполнителями.

Top