5 августа — Всех скорбящих Радость: икона с грошиками.
“Всех скорбящих Радость”: образ и иконы.
Икона Божией Матери “Всех скорбящих Радость” относится к числу наиболее “многоликих” православных образов — настолько разные иконографии объединены этим названием. На ней Божия Матерь может изображаться как с Младенцем, так и без Него; как в окружении святых, ангелов и страждущих, так и только с ангелами и страждущими, или без тех и других; она может стоять на полумесяце, облаке, на земле или на небе; на ней может быть как простой омофор, так и царские одежды; над ней может помещаться изображение Троицы Новозаветной, но может и отсутствовать. Почему и как возникла подобная вариативность? Попробуем разобраться.
Все началось с чудесного прославления образа Всех скорбящих Радость из Преображенского храма на Большой Ордынке, который позже станут называть в его честь. Случилось это в 1688 году, когда сестра патриарха Иоакима получила видение об этой храмовой иконе, избавившей ее впоследствии от неизлечимого недуга. На иконе изображена Царица Небесная с Младенцем Христом на руках, предстоящими святыми, сослужащими ангелами и просящими утешения и помощи скорбящими. Иконография ордынской иконы сложилась, по всей видимости, под влиянием западных образцов — Madonna Misericordia (Милостивая) и Madonna Gloria (во Славе) — что нисколько не помешало возрастания почитания этого образа даже среди старообрядцев. С конца XVII в. списки с этой иконы начнут расходиться по всему православному миру, приобретая или теряя некоторые детали, но сохраняя имя, день празднования и основной смысл ордынского образа.
Один из таких списков будет сделан по приказу царевны Натальи Алексеевны, родной сестры Петра I, в 1711 году и вместе со всем двором он будет привезен в Санкт-Петербург, чтобы со временем стать главной святыней Скорбященской церкви на Шпалерной улице. Судя по литографии 1862 года, вариант царевны совершенно по-петербургски отличался даже большим влиянием европейской живописи, а именно воспроизводил образ Жены, облеченной в солнце (“Явилось на небе великое знамение: жена, облечённая в солнце; под ногами её луна, и на главе её венец из двенадцати звёзд” (Откр.: 12:1-2), для которого и свойственен полумесяц под ногами Богородицы и отсутствие предстоящих.
Третий вариант иконы — известный как икона с грошиками — является своего рода совмещением ордынского образа и иконографии “Умиление и посещение в беде страждущих”. Последнюю отличает простая одежда Богородицы, стоящей без Младенца (в некоторых изводах Она протягивает голодающим хлеб) и изображение райского сада или отдельных фантастических растений за Ее спиной. Подобные образы встречаются уже с конца XVII века, однако почти сразу они соединились с иконографией ордынского типа, являясь практически тождественными по смыслу и основным деталям. Особое распространение этот образ изначально получил в Поволжье, а затем — в отдаленных от столиц центрах и деревнях, что, вполне вероятно, объясняется наличием изображений растений и хлеба в руках Богородицы. В Петербурге эта икона также располагалась в предместье , в часовне деревни при Стекольном заводе. Чудеса, благодаря которым этот образ был прославлен отдельно от ордынского, начались 23 июля (ст.с) 1888 года (спустя 200 лет после ордынской иконы), когда во время пожара в часовне икона не только осталась нетронутой пламенем, но к ней еще и удивительным образом прилипли 12 мелких монеток из числа рассыпавшихся пожертвований — только одна из них отпала впоследствии. День пожара, ставший и днем явления чудотворного образа, отмечается теперь как праздник этой иконы, а иконография образа обогатилась и изображаемыми на нем грошиками.
Однако, несмотря на видимые отличия в иконографиях указанных образов, мы, в сущности, всегда говорим и об одном и том же прообразе — самой милости Божией Матери ко всякому скорбящему, и об одном и том же типе иконы, впервые прославленном в 1688 году в храме на Ордынке.